Skip to content
Menu
Валерий Хаит
  • Проекты
  • Книги
  • Статьи
  • Рукописи
  • Минимы
  • Интервью
  • Видео
  • Фотоархив
Валерий Хаит

Другие

Posted on

(к 20-летию Московского комического театра «Квартет И»)

Как-то, помню, году то ли в 2001-ом, то ли в 2002-ом мне позвонил из Питера мой давний друг, прекрасный сатирический писатель Семен Альтов. Вообще-то звонит он мне крайне редко, еще реже пишет, чаще – я ему, поскольку как редактор журнала привык сам звонить и писать авторам.

И вдруг этот звонок. Что же, думаю, заставило такого нетелефонного человека, как С. А., снять трубку?

А вот что.

– Знаешь, – говорит мне Семен. Щелкал я вчера пультом телевизора и попал на спектакль каких-то молодых ребят. Уже хотел переключить, но вдруг симпатичную смешную фразу услышал, стал смотреть дальше, в общем, досмотрел до конца. Ну и понял, что это театр, где твой Слава работает. Понравилось мне очень. И вот что я тебе еще скажу. Я думал, что в нашем жанре уже ничего нового придумать невозможно, а, оказывается, еще как!

Так и передай им при случае…

1.

Говорю заранее: буду субъективен. Да у меня и другой возможности-то нет. Ибо мой младший сын – один из создателей, авторов и актеров театра «Квартет И».

Хотя, думаю, какое-то право и просто написать о них я все же имею. Ну, во-первых, потому, что вот уже более сорока лет занимаюсь тем же сомнительным делом, что и «Квартет И». Я имею в виду юмор. А, во-вторых, – я более чем кто-либо в курсе того, о чем идет речь. В силу тех же родственных отношений я имел возможность по многу раз пересматривать спектакли Квартета, не говоря уже о том, что присутствовал на всех премьерах их фильмов. Которые, опять же, часто пересматриваю…

Нет, по правде говоря, о них писали. Некоторые из авторов, даже предпринимали попытки втиснуть их в некое привычное театральное ложе (стендап-комедия, комедия дель арте, капустник). Но, увы, каждый раз это самое ложе оказывалось прокрустовым.

При этом часто их даже хвалили. Но в основном как-то так, знаете, не всерьез. С каким-то таким, похлопываньем по плечу. Мол, молодцы, конечно, и повеселить умеют, отвлечь, так сказать, от суровых буден. Клевые ребята, в общем!…

А ребята, тем не менее, уже свое 20-летие 7 ноября в московском Театре эстрады отметили…

2.

И еще один мой друг. Питерец опять же, но переехавший в Москву… Нет-нет, не чиновник, что вы? Совсем наоборот!..

Так вот о нем. Человек он весьма примечательный. Во-первых, очень образован (я же говорю: из Питера!) Во-вторых, тотально талантлив – он и поэт, и драматург, и шоумэн, и режиссер, и актер, и аниматор, и, и, и… А еще он блестящий импровизатор и остроумец. И просто умница…

Узнали?

Правильно, это Вадим Жук.

И вот как-то я его спрашиваю:

– А скажи-ка, друг Вадик, вот есть в Москве – ты знаешь – такой популярный театр «Квартет И», двадцать лет ему почти, пятнадцатый год аншлаги, своя публика, самые дорогие в Москве билеты, а театральная общественность их так до сих пор и не признала. Почему?

На что мудрый В. мне ответил просто:

– Потому что они ДРУГИЕ…

К слову, почти тот же самый ответ я получил, когда задал подобный вопрос известному кинокритику (милой даме, кстати, О. Г. ее зовут). Мол, вот смотрите, уважаемая О., четыре успешных фильма у «Квартета» вышло, миллионы людей их посмотрели (многие по нескольку раз!), но профессиональным кино-сообществом они до сих пор почему-то никак не отмечены. И это притом, что на кинофестивалях и номинация «комедийный фильм» часто бывает. Почему?

И кинокритик эта мне прямо так и говорит:

– А за что их награждать? Они же это… не в формате, в общем… Критериям не соответствуют… Кино – это знаете ли…

Поразительно, не правда ли? Двадцать лет в Москве, невероятная популярность, а после фильмов – не только Москва, но и все русскоязычное пространство их знает и любит. И успех полноценный.

И надо же – не соответствуют, не вписываются…

ДРУГИЕ!..

(К слову. Говорят, один из «Кинотавров» их картиной «О чем говорят мужчины» открывали. Но нет, не как конкурсным фильмом, а так, просто чтоб взыскательную кинопублику хорошим юмором развлечь и на веселый лад настроить …)

3.

Я вот тут пытался вспомнить еще какой-нибудь случай такого же очевидного и полноценного, но не признаваемого официально успеха. И вспомнил. Театр Карцева, Ильченко и Жванецкого в семидесятые годы. Вплоть до девяностых. Включительно. Помните? Вот и я забыть не могу… С того момента, как они в 70-ом на конкурсе артистов эстрады второе место получили. (Первое отдали кому-то, не помню фамилии. Он, кажется, письма Ленина из «Синей тетради» Казакевича читал…) Так у меня кадры из телевизионной трансляции заключительного концерта до сих пор перед глазами стоят. И «Авас», и «Вы, конечно, были на работе!..», и «Настроение» и «Дедушка». И то, как я хохотал, как ненормальный, помню. И то, как на телеэкране член жюри того самого конкурса прекрасный артист Иван Любезнов с заплаканным от смеха лицом сползал вниз по креслу… А еще помню, как они, гастролирующие до этого по сельским клубам, после этой трансляции дворцы спорта начали собирать…

Ну а теперь простой вопрос: кто помнит хоть какую-либо внятную статью о Карцеве и Ильченко? О Жванецком писателе и исполнителе? А знаете, когда им первые звания дали? В 1990 году. После 20-ти лет аншлагов и феноменального успеха

Словом, и их десятки лет официально не признавали. Конечно, и потому, что для советских времен это было очень остро. Но не только, не только… Не вписывались они в привычные рамки. То ли театр неполноценный какой-то, то ли эстрада какая-то неправильная. Ну и что, что смешно? И что при этом элегантно? И что тексты без пошлостей и банальностей?.. И что публика валом валит?.. Главное, что не Шуров и Рыкунин! Не Миров и Новицкий! Не Тарапунька и Штепсель!

ДРУГИЕ!…

И хотя сам глава жанра великий Аркадий Райкин их из Одессы в свой театр и вытащил, но ходу не давал, придерживал на вторых ролях. Но силу их интуитивно чувствовал, ревновал.

Вот и ушли они от него в свободное плавание. А тут и конкурс. И в жюри нормальные люди оказались. Даже Утесов, кажется, был. И телепередача как раз, тоже повезло. Прямой эфир, между прочим! И слава невероятная, всенародная…

Но в прессе, в театральных журналах, даже в журнале «Эстрада и цирк» – ни гу-гу.

ДРУГИЕ!…

4.

Кстати, о телевидении.

Сегодня этого самого так называемого молодежного современного юмора и на ТВ и в кино – море. Один «Камеди-клаб» чего стоит?! Не говоря уже о «Нашей Раше». Но – они все из нынешнего КВН – все сыны, так сказать, гнезда Маслякова.

Так вот, могу сказать, что ребятам из «Квартета» в этом смысле повезло. Они не прошли через этот развращающий искус кавээновского самодеятельного телевизионного успеха, делающего молодого человека (или группу) популярным, почти независимо от того, есть у них для этого настоящие основания, или нет.

Да, квартетовцы тоже пытались сотрудничать с телевидением. Было несколько проектов. Но они быстро заканчивались. И прекращали их сами ребята. Их не устраивал результат. Дело в том, что они привыкли всего добиваться сами, сами за все отвечать. А тут поток, индустрия, зависимость, вкусовщина. Нет…

Конечно, можно сказать, что у них с телевидением не получилось. На самом же деле с ними не получилось у телевидения.

Так вот! Кто сегодня смог достичь такого же уровня популярности, как они, практически без телевидения?

ДРУГИЕ!

5.

Ну все, хватит отступлений. Теперь уже только о «Квартете И»

На сайте театра вся их история записана. Вот: сайт «Квартета И»

Так что повторяться не буду. Ну, разве что напомню: родились они в 1993 году. Часть выпускников эстрадного курса ГИТИСА решила не расставаться и назвала себя театром. Дальше – период скитаний по разным площадкам, поиск себя, свего театрального языка. «Только штампы», две «Ля комедии», изживание этюдности, обращение к классике, «Милейший Селимар» Лябиша, авторская работа на «Нашем радио», врастание в Москву (четверо из пяти – кроме Сергея Петрейкова – провинциалы). Ну а по-настоящему, как они и сами говорят, все началось 24 марта 2001 года, когда в тандеме с группой «Несчастный случай» вышел спектакль «День радио» (автор идеи Сергей Петрейков). И день премьеры ДР вполне можно считать вторым днем рождения театра. Именно отсюда пошел отсчет лет их настоящей популярности в Москве: и аншлаги, и рост стоимости билетов, и появление СВОЕЙ публики, и фанклубы «Три» и «Пять» в интернете – из тех, кто был на «Дне радио» соответственно три или пять раз и т. д., и т. п…

Кстати, о своей публике. За годы, прошедшие после выхода «Дня радио» зрители «Квартета И» превратилась в их верных и надежных друзей, жаждущих и ждущих их театральных и кинопремьер, как манны небесной. Мне вообще кажется, что одной из главных заслуг театра и является создание СВОЕЙ публики. И не только той, что может позволить себе купить дорогой билет, но прежде всего современной, образованной, с хорошим вкусом, во многом разделяющей взгляды и ценности участников «Квартета И».

Для меня, во всяком случае, дополнительное удовольствие от посещения спектаклей театра – возможность видеть интеллигентных, красивых, хорошо одетых людей (возраст от 18 и выше).

Думаю, простите за пафос, что именно так и выглядит этот самый средний класс – самостоятельный, умеющий работать и зарабатывать и четко знающий, что ему надо, куда ему ходить и ездить, что любить и чему поклоняться…

6.

Теперь о сути. Что же все-таки это за театр такой – «Квартет И»? Можно сказать, что это театр пародии. Такое случалось. Но на эстраде, где артисты исполняли отдельные пародийные номера. Но чтоб целые пародийные спектакли? Не припоминаю. А у квартета таких спектаклей целых два. «День радио и «День выборов»! В ДР – это пародия на жизнь радиостанции «Как бы радио» (уже в этом «как бы» все заложено),в ДВ – пародия на губернаторские выборы и на выборы в России вообще. Но степень этой пародийности такова, что это, на мой взгляд, уже не просто пародия. Это уже гротеск, в котором, как известно, степень преувеличения максимальна, все привычные коллизии укрупнены, смотрятся, как сквозь увеличительное стекло. Ну и, что самое главное, эта гротескность у «Квартета И» обеспечивается блестящим парадоксальным текстом, в который не просто вкраплены остроумные репризы, а где вся ткань пьесы, ее сюжетные повороты, речь действующих лиц, их характеристики пронизаны иронией и юмором самой высокой пробы, которая со времен уже упомянутого феноменального дуэта Карцева и Ильченко (тексты Жванецкого) ни в театре, ни на эстраде, как мне кажется, не встречались…

7.

Иногда «Квартет и» относят к жанру комедия дель арте. Во всяком случае, говоря о спектакле «Быстрее, чем кролики».

Я не театральный критик, не специалист. Поэтому прибегну к словарю…

Комедия дель арте (итал.commedia dell’arte), или комедия масок – вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

Ну что сказать?.. Да квартетовцы иногда импровизируют на сцене, но лишь внутри тщательно выписанного литературного текста. И удачные находки, естественно, закрепляют.

Если же говорить о масках, то в их последних спектаклях, начиная с «Дня радио», нет. Есть роли. Причем из спектакля в спектакль разные. «В «Радио» и в «Выборах» они одни (Леша – вечно готовый обидеться «голубой», Саша – запуганный менеджер, Камиль – звуковик-пьяница, Слава- опытный креативщик), в «Кроликах» – другие (Саша – трансвестит, Камиль – милиционер, Леша и Слава – представители творческого цеха – авторы и актеры).

К слову, вот эти их – Славы и Леши – роли – почти уже и не роли. Они здесь уже практически такие, какими вся четверка будет в «Разговорах» и в «Письмах и песнях…» то есть почти самими собой. И вот это «почти» на самом деле крайне принципиально для понимания пути, по которому идут ребята, и что они сделали на сцене нового. И это, на мой взгляд, прежде всего, связано с уровнем их текстов, с ростом литературного мастерства, с пониманием того, чем сценический текст отличается от бытового. А в более широком понимании – искусство от жизни.

8.

Теперь вариант предположения, что спектакли «Квартета» – это такие своеобразные капустники. Согласитесь, что в этом определении есть тоже некоторое пренебрежение, взгляд свысока. То есть, раз капустники, то что-то несолидное, самодеятельное.

Хотя т. н. профессионалам от театра надо бы знать, что капустники тоже бывают высоким искусством. И даже в новейшие времена. Взять хотя бы питерский театр Вадима Жука «Четвертая стена». Или блистательный капустный спектакль питерского же Театра Комедии.

Ну, или, опять же, простите за субъективность, представления разных лет одесского капустного театра «Комедиум», которым аплодировала публика Москвы, Киева, Кишинева, Таллина и других городов. Причем, что интересно, не только театральная.

Но это так, к слову.

На самом же деле, как мне представляется, главные спектакли «Квартета И» («День радио» и дальше) никакого отношения к жанру капустника не имеют. Они, если и являются театральными капустниками, то только в смысле того, о чем говорил Шекспир: «мир – театр, а люди в нем актеры». То есть, если спектакли «Квартета И» и капустники, то предметом их осмеяния является не жизнь театра, а сама жизнь как таковая.

9.

Да, бесспорно, «Квартет И» именно как своеобразный и суперактуальный театр комедии начался со спектакля «День радио». Который, к слову продолжает собирать аншлаги вот уже более 13 лет. И в нем, в этом их первом спектакле, уже было все: и гротеск, и точнейшая интонация и высокого литературного уровня юмор, и самоирония. И, самое главное, пусть иногда и остающиеся за кадром, искренние размышления авторов и исполнителей в одном лице по поводу царящих во всех сферах жизни и наиболее ярко в СМИ цинизма и фальши. Что, уверен, и стало для них творческим импульсом написания пьес «День радио» и «День выборов».

А еще, уверен, к полноценному художественному результату ребят привела простая мысль, что писать и играть на сцене нужно сегодня о современности, о том, что тебя не только окружает, но прежде всего, искренне волнует и беспокоит.

И не зря же, ей Богу, в одном из их спектаклей, как заклинание звучит простая мысль: «Не ставь «Чайку»! «Не ставь «Чайку»!

И что важно, и в «Кроликах», и в «Разговорах» и в «Письмах» они в этом смысле остались теми же. Только современность, только концентрированный литературный юмор, только естественность, легкость и, главное, отсутствие дурной и претенциозной театральщины!

И многолетние аншлаги на их спектаклях, равно как и дорогие билеты – лишь подтверждают их безусловную правоту.

10.

Теперь еще одна часто встречающаяся точка зрения о театре «Квартет И». Она, кстати, в том или ином варианте звучит уже много лет. Это предположение, что своеобразной «Шинелью Гоголя», из которой вышел «Квартет», особенно их спектакль «Разговоры мужчин…», был авторский театр Евгения Гришковца.

Причем, упоминали об этом так часто, что сам Евгений Валерьевич не выдержал и разразился огромной статьей «Гришковец о «Квартете И». http://blog.dp.ru/post/1454/.

Признаюсь, в попытках понять психологию автора, я прочел ее не один раз.

А еще, в связи с этим, хочу упомянуть, что как-то раз Гришковец (не в этой статье, а, кажется, в одном из интервью) пренебрежительно назвал квартетовцев «охотниками за аплодисментами». Как будто сам маэстро их старательно избегает. Что ж, задел его, видимо, это самый «Квартет» за живое…

К чести ребят они на протяжении всех лет устных и письменных заявлений Евгения Валерьевича об их якобы художественной сомнительности, ни разу ему ничего не ответили и никак на его выпады не прореагировали.

А ведь могли! И, кстати, пиару им это бы точно добавило. Но, видимо, и в смысле пиара у них все порядке. Во всяком случае, как сказал бы незабвенный Николай Николаевич Озеров: «Такой пиар им не нужен!»

Но вернемся к статье Гришковца. В ней он, в частности, пишет следующее:

«Впервые сравнение Квартета И с тем, что делаю я, прозвучало в связи с выходом их спектакля «Разговоры мужчин среднего…» (полное название очень длинное). Я услышал об этом в новостях, прочёл в газетах и подумал: «Наверное, ребятам не очень-то приятно такое сравнение. Кому же понравится попадать в сравнительный ряд с кем угодно. Сравнение – это, чаще всего, указание на вторичность». Когда же я посмотрел этот спектакль, неприятно стало уже мне, но совершенно по иным причинам…».

Не правда ли интригует?.. Словом, если вам интересно, почему это «неприятно стало уже мне», тогда вот вам еще раз ссылка на полный текст: http://blog.dp.ru/post/1454/.

11.

Что же касается меня, то вступать с маэстро Гришковцом в полемику я не собираюсь. Но свое мнение о том, что делает он сам в искусстве, или в том, что таковым считает, выскажу.

Начну с того, что Гришковец – безусловно одаренный человек. И действительно создатель театра под названием Гришковец. Авторского театра. Но называть его первооткрывателем, как делают некоторые, когда вот уже пятьдесят лет мы наслаждаемся абсолютно феноменальным явлением в этом жанре – Жванецким, по меньшей мере, странно. И да простит меня, уважаемый Евгений Валерьевич, лично я считаю самым главным его талантом – очень последовательное и целеустремленное осуществление одноименного проекта – проекта Гришковец. Я вот прямо представляю себе такой разграфленный на квадратики лист, где каждая клеточка в результате должна быть заполнена. Такая идея глобального личного осуществления. Вот клеточка «Гришковец и театр», она в принципе уже заполнена. Вот – «Гришковец и литература». Тоже вроде бы полностью заштриховано – романы «Асфальт», «Рубашка», другие. Дальше – «Гришковец и музыка». Тоже мы уже видели и слышали его характерное чтение под аккомпанемент музыкальной группы. «Гришковец и социальные сети» – «Год жжизни» и другие тексты на ту же тему, «Гришковец и Америка” – «А…..а», «Гришковец и искусство» – «Письма к Андрею» (Подразумевается то ли Андрей Тарковский, то ли Андрей Рублев). Наверняка есть клеточка «Гришковец и критика». Причем, возможно для каждого из ее видов – театральная, литературная и кинокритика – клеточки предусмотрены отдельные. Но тут, думаю, заполненность их еще недостаточная. Во всяком случае, не дождавшись от критиков достойного себя анализа, Гришковец часто берется анализировать свое творчество лично. Как, например в упомянутом тексте о театре «Квартет И» – размышление об электронных и механических часах… Есть наверняка клеточка «Гришковец и политика», но заполняется она, судя по всему, весьма робко. Клеточка же «Гришковец и кино» вроде бы тоже начала заполняться – вышел его фильм «Сатисфакция», но сам автор, думаю, так не считает. Поскольку мнения о фильме весьма разноречивы, в диапазоне – от плохо до очень плохо. Нет-нет, горячие приверженцы Гришковца, как это часто бывает с модными фигурами, «торчат», простите, от любых его экзерсисов. Но всерьез воспринимать эти бессмысленные нервические восторги в случае такого многогранного (многоклеточного) явления, как Гришковец, право же несерьезно.

Теперь вот о чем. Что я сам могу сказать о многовекторном творчестве Гришковца? Да, я тоже видел моноспектакль «Как я съел собаку». И мне тоже очень понравилось. Но, помню, когда я слышал неестественно громкий смех некоторых почетных гостей, меня это смущало. Живо, органично, трогательно, смешно. Но смех рождался не от текста, а от ситуций и актерской органики. В которой Гришковцу мало равных… Теперь что касается прозы. Видит Бог, я честно и без всякого предубеждения (особенно в первое время) открывал книги Гришковца. И «Асфальт» пробовал читать, и «Рубашку». Виноват, не пошло… Не втянуло, не зацепило. Купил книжку про Америку «А….а». Скучно… Как солому жевал. Должно же как-то захватывать, куда-то влечь… Не было такого… Видел как-то по телевизору чтение Гришковца под оркестр. Простите, не понял, зачем это? Ну, видимо, чтобы клеточку заполнить,– это я потом подумал… Фильм «Сатисфакция» пытался смотреть… Точнее, слушать… Увы. Знаю, что московская премьера прошла 18 января 2011 года. Почти через год после премьеры «О чем говорят мужчины». Мне трудно избавиться от мысли, что и здесь успехи квартетовцев не давали покоя Евгению Валерьевичу. И он, не сомневаясь, что ему все под силу, смело и уверенно окунулся в новый для него жанр. Он, конечно, давно планировал это сделать, но тут, как говорится, жизнь заставила. И к собственному недоумению – провалился.

Вот, на мой взгляд, исчерпывающий разбор этого фильма. Если кому интересно… http://www.exler.ru/films/10-02-2011.htm

12.

А теперь про юмор «Квартета И».

Но сперва еще одна цитата из текста Гришковца.

«…Спектакль «День радио» вызвал у меня недоумение. Зал был переполнен публикой молодой, симпатичной, настроенной на радость и на потребление чего-то передового и модного. Публика была во многом, что называется, «моя». Во время представления (спектаклем я увиденное не стал бы называть) звучало много смеха, смех почти не стихал, люди были счастливы и благодарны. Я же недоумевал. Я увидел что-то очень небрежно сделанное в смысле сценической культуры. Имеется в виду всё: от сценографии, диалогов, до актёрского исполнения.…»

Бог с ними – со сценографией, диалогами, актерским исполнением и сценической культурой! Тут важно другое. На «Дне радио», где сидела «его» публика и хохотала, Евгению Гришковцу было НЕ СМЕШНО! То ли это была все же не его публика, то ли она у него, как часто говорят о публике, действительно дура (раз смеется непонятно над чем), то ли у самого маэстро чего-то с юмором не так?.. Хотя вряд ли. Если и не так, то, думаю, не с юмором. А с чем-то другим, что составляет человеческую суть этого безусловно одаренного человека…

Но вернусь к теме…

Я уже упоминал, что им – этим самым юмором занимаюсь больше сорока лет. И как автор, и как редактор, и как составитель вышедших в Москве томов «Одесский юмор» и «Большой фонтан одесского юмора», и как человек, много лет сам выступающий на сцене. Словом, пора себе доверять.

Так вот я утверждаю, что начиная со «Дня радио» юмор Квартета стал вполне литературным. Причем вырос он не на пустом месте. Огромную роль, на мой взгляд, сыграло многолетнее сотрудничество «Квартета» с радиостанцией «Наше радио», для которой ребята писали множество всякого рода пародий, миниатюр, скэтчей и «Недостоверных новостей». Многие из них даже были включены в составленную мной книгу «О чем говорят мужчины», вышедшую в издательстве ЭКСМО тиражом в 15 тыс. экз.

Дальше просто несколько соображений…

Да «Квартет И» практически тоже авторский театр. Двое актеров из четверых – Леонид Барац и Ростислав Хаит, плюс Сергей Петрейков – режиссер (и это очень важно!) пишут все эти годы для театра сами. Причем, последнее время они пишут уже даже не пьесы, а сразу спектакли. Причем с развернутыми ремарками, учитывающими не только движения актеров, но и их мимику. Я печатал в своем журнале письма-монологи из последнего спектакля «Квартета» и, клянусь, не изменил в них ни буквы, настолько зримо и интонационно точно это написано. (А я редактор въедливый, часто правлю тесты даже именитых авторов. Согласовываю с ними, правда. Иногда…)

Поэтому, хотя и пишут они свои пьесы долго, но ставят быстро. Поскольку все уже поставлено на бумаге.

А раз пишут они для себя то, во-первых, всегда знают текст наизусть и при этом точно его интонируют. Что для комедийных пьес чрезвычайно важно. По-настояшему, смешная реплика – как стихи: нельзя менять ни одного слова! Кроме того они пишут не только для себя, но и НА себя. На Лешу, на Камиля, на Сашу, на Славу. Равно, как и на своих постоянных друзей и партнеров – Нонну Гришаеву, Макса Виторгана, Игоря Золотовицкого, Михаила Ефремова, Мишу Полицеймако и других. То есть с учетом индивидуальных особенностей каждого. Что дает в результате удивительную органику. При этом манера подачи реплик у них очень сдержанная, без аффектации и нажима. Все это в результате и создает на сцене атмосферу естественности, искренности и невероятного обаяния.

13.

Да смешно. Но не только, не только…

О чем говорят мужчины? Да, о чем они все время говорят эти молодые, а сегодня уже практически весьма зрелые мужчины? Причем, говорят они вроде бы между собой, а на самом деле – с нами. Потому что то, о чем они говорят близко каждому. И не просто близко, но и является предметом постоянных размышлений, переживаний и стрессов. Получается такой диалог с залом. Молчаливый со стороны зрителя, но точно диалог.

Зачем мы ходим в театр? В основном, чтобы развлечься, отвлечься, отдохнуть от серых будней. И тут вдруг со сцены начинают рассказывать о тебе. Да-да, ты смотришь, слушаешь и вдруг замечаешь: вот же точно, как у меня! И это было со мной! А действительно, что делать в таком случае? Я-то сделал так, а что, можно было как-то иначе? Стоп, зачем они мне все это рассказывают? Хотя, дико же смешно!.. Получается, это я над собой хохочу? А, знаете, приятно…

Думаю, многие испытывали на «Разговорах мужчин…» что-то подобное. И идут еще раз. И фильмы пересматривают. И не потому, что вдруг все-таки удастся получить ответы на свои вопросы. А потому что весело, обаятельно, остроумно. Да и просто умно, что для человека, ищущего собеседника всегда важно…

О чем говорят мужчины?

О любви, о справедливости, о предательстве, о совести, о Боге…

Они говорят о вечном. И не просто говорят, а задают вопросы. Что всегда было задачей искусства.

До какой степени лжи и фальши может дойти человек? Почему любовь – вот она есть, а вот уже и нету?

Как меня, такого тонкого и ранимого, не понимают и не ценят?

Куда иногда девается совесть, вроде ее и не было?

Есть ли Бог, и если он есть, как же он все это терпит?

Да, иногда (очень редко) в том, что говорят ребята со сцены, начинают звучать и дидактические нотки. А где они сегодня не звучат? Это же так приятно вдруг почувствовать себя носителем высшего знания и поделиться им с другими. Тем более, не имеющими возможность с тобой полемизировать…

Но стоп-стоп! Я же пишу о них в связи с юбилеем. Так что никакой критики, только комплименты! Кстати, по этому случаю даже простим им – да крайне редкую и вполне аккуратную – но все же ненормативщину. Тем более, насколько я знаю, для них вопросы вкуса чрезвычайно важны. И вообще, я уверен, у тех, кто занимается юмором, вкус всегда должен стоять на первом месте. Но что делать, при всей новизне и уникальности «Квартета И» сквознячки моды нет-нет да и заносят иногда в их спектакли фразы и словечки, от которых поднимают брови интеллигентные мужчины и опускают глаза их женщины.

Скажете перебор?

Да, вы правы, просто это я такой старомодный…

14.

Ну и в завершение мои искренние поздравления всему театру «Квартет И» и лично юбилярам – Леше Барацу, Саше Демидову, Камилю Ларину, Сереже Петрейкову, Славе Хаиту! А также многочисленным поклонникам их спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Киеве, Екатеринбурге, Ростове, Одессе, Минске, Нижнем Новгороде, Таллине, Риге, Новосибирске…

А если говорить о фильмах «Квартета И», то и во всем мире! Русскоязычном, конечно!..

Валерий Хаит, окт. 2013

Девизы и слоганы

Смысл жизни в том, чтобы понять, в чем ее смысл.

Книга — лучший подарок. Потому что это не только подарок, но еще и книга!

Предполагать лучшее – не считается ошибкой.

Ключ к прогрессу в том, чтобы искать не то, что разъединяет, а что объединяет.

Родина – это язык. Язык как воздух. Мы им дышим, не замечая его.

Жизнь нельзя откладывать на потом.

Надежда умирает последней. Но ведь и возрождается первой…

Злость и ненависть неизбежно делают человека глупым. Доброта – наоборот.

В конечном счете оптимист – это тот, кто верит в Бога.

Минимы Валерия Хаита

Ссылки

  • Большой вечер юмора Валерия Хаита «Шутки шутками, а 50 лет прошло!..»
  • Избранные выпуски телепередачи «Фонтан-клуб»
  • Официальный персональный сайт Валерия Хаита

    Контакт: vl . hait [at] gmail . com

    Материалы

    • Видео (5)
    • Интервью (13)
    • Книги (10)
    • Проекты (4)
    • Рукописи (4)
    • Статьи (4)
    • Фотоархив (3)

    Недавно добавленные публикации

    • Валерий Хаит «Помню, был май…»
    • Георгий Голубенко, Леонид Сущенко, Валерий Хаит «Наш старый одесский двор»
    • Валерий Хаит «От Пушкина до Жванецкого» Литературный дивертисмент
    • Валерий Хаит «Последняя утопия. Свободные размышления безнадежного оптимиста» (2020)
    • Рецензии Марианны Гончаровой на книги Валерия Хаита
    ©2023 Валерий Хаит | WordPress Theme by Superbthemes.com