Художественный руководитель первого состава «Одесских джентльменов», отметивший 70-летие, собирает средства на открытие в Одессе памятника Исааку Бабелю
Вышли мы все из народа, а известный юморист и писатель Валерий Хаит – из «Клуба веселых и находчивых». Он совершил эволюционный виток от легендарной команды «Одесские трубочисты» 60-х, где был капитаном, до не менее прославленной первой команды «Одесских джентльменов» 80-х, где состоял худруком. На сцене и за кулисами, в самых сложных и драматических кавээновских коллизиях Валерий Исаакович не терял чувства юмора и головы – то бишь заморского головного убора цилиндра. Сегодня в родном городе его по праву считают хранителем традиций и генератором юмора. Еще бы, за минувшие годы он создал «Клуб одесских джентльменов», был одним из крестных отцов фестиваля «Юморина», руководил авторской группой «Джентльмен-шоу» и вел программу «Фонтан» на телеканале «1+1». Это не считая редактирования юмористического журнала «Фонтан», соавторства в написании комедий для музыкальных театров и составления увесистого тома «Одесский юмор» в «Антологии сатиры и юмора России ХХ века». В марте Валерий Исаакович отметил 70-летие, но отнюдь не угомонился. Сейчас Хаит мечтает открыть в Одессе памятник писателю Бабелю. Не сомневаемся, что цели он, вице-президент Всемирного клуба одесситов, непременно добьется, потому что Фортуна всегда благоволит таким веселым, находчивым и энергичным людям, как мой собеседник.
«НАД МОИМ КРЕСЛОМ НА ТОМ МЕСТЕ, ГДЕ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА КРАСОВАЛСЯ ПОРТРЕТ ЛЕНИНА, ВИСИТ ФОТОГРАФИЯ ЖВАНЕЦКОГО»
– Валерий Исаакович, по случаю 70-летия вы были награждены «Почетным знаком Одесского городского головы». Несколькими днями раньше, к 75-летию писателя Михаила Жванецкого, его именем назвали бульвар, а артисту Роману Карцеву к 70-летию подарили двухкомнатную квартиру на Французском бульваре. Как вы ко всему этому относитесь?
– Переименование бульвара Искусств в бульвар Жванецкого – абсолютно справедливая акция, равно и как предоставление Роману Карцеву квартиры в родной Одессе. Два этих человека, как и наши одесские классики Бабель, Ильф и Петров, Катаев и другие, сделали очень много для популяризации нашего города, для укрепления его легенды и утверждения в звании столицы юмора.
Михаил Михайлович Жванецкий – уникальное литературное и сценическое явление. Я хорошо знаю его много лет и не устаю восхищаться его дарованием. Роман Андреевич Карцев – выдающийся артист. Это они вместе с Виктором Ильченко еще в 60-х годах открыли совершенно новое направление в эстрадном жанре. Вот недавно по каналу «Ностальгия» показывали записи их миниатюр. Знаете, они абсолютно не устаревают…
– А как Жванецкий отреагировал на столь необычный и неожиданный подарок?
– Он был просто счастлив! Михаил Михайлович вообще человек очень эмоциональный, в нем много мальчишества, даже детскости. И вообще, несмотря на годы, у него очень острое чувство жизни. После юбилейного вечера в Одесском театре оперы и балета юбиляр вместе со своими друзьями пошел на бульвар теперь уже своего имени, фотографировался с одесситами, давал автографы и просто радовался, как ребенок.
(Немного помолчав). Талант вообще удивительная вещь. Обратите внимание, человеку 75 лет, а как он блестяще выступает, как пишет! Это говорит о здоровье его души. Видите, над моим креслом на том месте, где в советские времена красовался портрет Ленина, у меня висит фотография Жванецкого. На мой взгляд, он – явление таланта в наиболее чистом виде, из тех, что я встречал в жизни.
– Как вы считаете, талант дается только при рождении, то есть избранным, или его все-таки можно в себе развить и даже приумножить?
– Разумеется, свыше! Но от неиспользования талант уменьшается и гибнет. Если ты ощутил в себе дар, нужно всю свою жизнь посвятить ему. Конечно, желательно как можно раньше понять, что он в тебе есть, и, не кидаясь из стороны в сторону, служить ему.
Жванецкий всю жизнь очень много работал и, безусловно, рос. Но какие-то вещи оставались в нем незыблемы: вот эта его парадоксальность, открытость, умение все впитать, все переварить и пропустить через свой дар. То, что делает Михаил Жванецкий, очень концентрированно. Он виртуозно владеет словом, говорит афоризмами, пишет как бы вслух. То есть пишет с той же скоростью, что и говорит, я знаю его стремительный почерк, убегающий за край листа…
– Кстати, вас Жванецкий поздравил с 70-летием?
– Так получилось, что праздновать свой юбилей я поехал в Москву. Мой младший сын (один из актеров, сценаристов и продюсеров Московского комического театра «Квартет И». — Авт.) помог организовать вечер для меня и моих друзей. Михал Михалыч пришел вместе со своей женой Наташей. Они подарили мне совершенно уникальную ручку.
– Наверное, очень дорогую!
– Наверное… (Улыбается). Я не приценивался. Если честно, даже не помню, какой она марки. По весу тяжеленькая. Но писать ею нельзя – такими ручками обычно подписывают договоры между странами послы или короли. Теперь и у меня есть такая. Осталось найти, с кем бы мне подписать какой-нибудь договор!
– Где вы храните столь ценный подарок?
– У меня дома есть специальная полочка, где лежат все мои, так сказать, награды: статуэтки «Золотой стул» (одесский фестиваль юмора «Мастер Гамбс») и «Золотой Остап» (одноименный фестиваль в Санкт-Петербурге), медаль Паустовского за книгу воспоминаний о детстве «То ли луковичка, то ли репка…». А теперь туда добавился и подарок Жванецкого…
– По слухам, в российской столице на юбилей к вам собралась большая компания – чуть ли не 60 человек. Но вот дома, в Одессе, громкую дату, вы почему-то до сих пор не отмечали.
– Да, друзья обижаются, что юбилей замотал. Но я непременно сделаю большой вечер, в котором будет представлен не только юмор, но и то, чем занимался всю свою жизнь. Собираюсь почитать рассказы, стихи, даже немного пофилософствовать, тем более, согласитесь, возраст уже позволяет.
«КОГДА ЛЮДИ ВЕСЕЛЯТСЯ, У ВЛАСТЬ ИМУЩИХ СОЗДАЕТСЯ ИЛЛЮЗИЯ, ЧТО «В БАГДАДЕ ВСЕ СПОКОЙНО»
– Вы – признанный авторитет в области юмора, поэтому не могу не спросить у вас, почему юмор ниже пояса сегодня так востребован и даже моден?
– Ну что сказать?.. Одаренных юмористов и сегодня предостаточно, но часто они в погоне за успехом становятся в какой-то степени заложниками жанра, жертвами нынешнего, с размытыми нравственными и вкусовыми координатами, времени. Конечно, сохранять популярность на протяжении многих лет, не идя на компромисс, трудно. К сожалению, некоторые не удержались на, так сказать, природном уровне своего таланта, отчего и происходит то, о чем вы говорите. (Разводит руками).
Как правило, у нас во всем винят публику, но это полная ерунда. Думаю, человек на сцене, позволяющий себе пошлость и грубость, просто идет по пути наименьшего сопротивления. Конечно, опускаться до уровня самого непритязательного зрителя гораздо проще, чем поднимать его до своего уровня. Хотя бывают случаи, что и поднимать-то особенно некуда… Нужно быть личностью и стараться сохранить себя. Тем более когда ты обладаешь талантом. Талант – это ответственность! (Горько). А когда человек начинает приспосабливаться, терять всякий контроль и ориентиры и, будучи очень популярным и высокооплачиваемым артистом, разрешает себе унижающие его и зрителя вещи, то это не только цинизм, но и в определенном смысле деградация…
– Объясните тогда, почему сомнительные шутки от «всенародно любимого» «Камеди Клаба» так понятны и угодны в нашем обществе?
– Зритель воспринимает то, что ему дают. Но каждый случай имеет свое объяснение. Что касается «Камеди Клаба» – это, на мой взгляд, этакий самодеятельный кавээновский юмор, замешанный на атмосфере ночного клуба. А там, где есть место спиртному (а возможно, и вещам еще более сильным), всегда возникает иллюзия некой свободы и вседозволенности. Что делать, время сегодня такое – падение нравов! Нравственные координаты расплывчаты, критерии смещены, а людям все равно хочется радости.
Когда по телевидению транслируют рейтинговое шоу, зрителей много как в зале, так и у экранов. Это, кстати, вполне устраивает власть. Причем не только в России, но и у нас. Главное, что люди веселятся. Таким образом, у власть имущих создается иллюзия, что в стране все хорошо, что «в Багдаде все спокойно»…
– Интересно, по каким критериям вы оцениваете качество юмора?
– Конечно, его восприятие субъективно. Но, согласитесь, что человеку, занимающемуся свыше 40 лет таким сомнительным делом, как юмор, уже пора себе доверять. Так вот, я считаю: не все то, что некоторые люди считают юмором, на самом деле им является. А если говорить о вкусе, то я его определенным образом даже навязываю…
– А правильно ли это?
– Думаю, опыт все же имеет значение. Не случайно именно ко мне обратилось московское издательство «ЭКСМО» с просьбой составить для серии «Антология сатиры и юмора России XX века» том «Одесский юмор». Книга вышла почти пять лет назад и имеет колоссальный успех. 12 допечаток тиража, представляете?! Но это не только моя заслуга – прежде всего, конечно, работает одесский бренд.
Тем не менее я готов отвечать за каждое напечатанное слово и в моем журнале, и в моих книгах. В них вы не найдете ненормативной лексики: все изложено в пределах норм русской грамматики. То есть здесь представлен настоящий одесский юмор, как я его понимаю, а не то, что за него зачастую выдают: жаргон, коверканье языка, дурную одесскую экзотику. И хотя Жванецкий как-то сказал: «Нет специального одесского юмора, есть юмор, вызывающий смех, и есть шутки, вызывающие улыбку сострадания», я с ним не совсем согласен. Потому что он сам своими текстами и, главное, их феерическим исполнением доказывает, что это не так. Одесский юмор – это легкость, парадоксальность, доброта, теплота… Да и интонация, но не назойливая, не пародийная… Не такая, как, скажем у актрисы Крючковой в отличном, в общем, фильме «Ликвидация»…
– Как по-вашему, можно научить остроумию?
– Дело в том, что юмор на самом деле очень сложная субстанция. Он падает с неба, возникает из воздуха. Поэтому научить ему, по-моему, нельзя. Можно только развить это чувство, если оно в тебе хоть немножко присутствует… Лучше всего это достигается ежедневными упражнениями. Вот я, например, делаю их уже несколько десятилетий. Говорят, получается…
– Нет, серьезно, что нужно сделать, чтобы развить свое чувство юмора?
– Слушать хорошие концерты достойных исполнителей. Читать хорошие книги: Зощенко, Жванецкого, Довлатова, Альтова, Иртеньева, Губермана. Но Губермана все-таки не сплошь. Он употребляет в своих напечатанных произведениях, а также в выступлениях со сцены ненормативную лексику. А я такого, честно говоря, не приемлю. Мне кажется, в этом есть какая-то поза, некоторая эпатажность, и к тому же слышится отчетливая забота о своем успехе. Известно, что интерес к запретному у людей всегда есть, и играть на этом, мне кажется, не совсем благородно.
– А теперь давайте вернемся к КВН. Какой момент из тех давних встреч вам запомнился больше всего?
– Это финал сезона 1967 года (в то время игры КВН еще транслировались в прямом эфире), когда я выиграл конкурс у обаятельного капитана московских медиков Матвея Левинтона и мы привезли домой 10 золотых медалей. Нас на вокзале встречал весь город. Помню, меня несли на руках от перрона до улицы Пушкинской…
«БОРИС БУРДА, ЗАГИПНОТИЗИРОВАННЫЙ В ПОЭТА СВЕТЛОВА, ПРИДУМАЛ НЕСКОЛЬКО ПЕСЕН»
– Помните, какой была кавээновская атмосфера тех лет? Как придумывались лучшие шутки?
– Не было амбиций, царила доброжелательность и настоящая дружба. Все друг друга просто обожали. Мы сидели в одной комнате, фантазировали, устраивали, как сейчас говорят, мозговые атаки. Потом какая-то группа уединялась – мы ей давали задания. Кто-то писал песни, кто-то рисовал.
У меня в команде был знаменитый нынче Борис Бурда, а один из наших авторов и актеров Юра Волович, который только что защитил в Одесском институте связи диплом на тему о телепатии, гипнотизировал его, превращая то в поэта Светлова, то в Маршака. И, что самое удивительное, Боря в этом состоянии придумал несколько песен, которые и были потом использованы в выступлениях. Не верите? Спросите у Бориса Оскаровича!..
А что до атмосферы в команде, думаю, что в значительной степени она была связана с моей, пусть мало осознаваемой, но установкой на доброжелательность… Вот, скажем, наши соперники иногда обращались к услугам профессионалов. А нам, если кто-то и помогал, то чисто по-дружески. Просто людям нравилась веселая компания. К одесской команде многие тянулись…
– Вы часто ссылаетесь на Михаила Жванецкого. Он, как многие его талантливые предшественники, чтобы добиться серьезного успеха, уехал из Одессы. А вот вы нет…
– Одесса – лучший в мире город для жизни. Да, Жванецкий неоднократно повторял, что надо пустить корни в столице, вариться в этом котле. Тогда есть ощущение свежести, современности, актуальности. И главное, нет опасности безнадежно отстать… Но я никуда не уехал. Чтобы пойти на такой шаг, нужно, кроме всего прочего, быть еще человеком поступков. Нет, я не такой. Меня всегда вела жизнь, а я старался прислушиваться к ее сигналам.
– Валерий Исаакович, а вы в судьбу верите?
– Да, конечно! А вообще, судьба благоволит тем, кто идет ей навстречу. Нужно просто двигаться, прислушиваться к себе, тогда она непременно обратит на тебя внимание. (Задумчиво). От нас самих многое зависит. Вообще, жизнь – это путь самосовершенствования, попытка найти себя, прийти к себе.
– Вам 70 лет, а признаться, вам их никак не дашь. Не поделитесь секретом?
– Ну, во-первых, вам еще рано об этом задумываться. А секрет?.. У меня в моей книжке «Доля шутки. (Избранное из услышанного)» есть такой диалог: «Слушай, ты так молодо выглядишь, как тебе это удается?».– «Совесть относительно чиста»…
А если всерьез… Просто нужно ставить перед собой все новые и новые задачи, ни в коем случае не начинать подводить итоги, все время загружать себя все новой и новой работой. Работа, особенно любимая, – лучший эликсир молодости!
– Насколько я знаю, по вашей инициативе начат всенародный сбор средств на памятник писателю Исааку Бабелю. С чего все началось?
– Все было почти случайно. Я прогуливался по нашему Александровскому проспекту и увидел вдали новый памятник, которого еще вчера вроде бы не было. Подошел поближе, смотрю – Иван Франко. И подпись: «К 150-летию поэта». Ну, думаю, все правильно, Иван Франко – выдающийся поэт, мыслитель, общественный деятель. Неважно, что в Одессе он был, кажется, всего однажды, и то проездом. Установка памятника ему – очередной шаг в укреплении украинской государственности, что, кстати, я всячески поддерживаю…
Думаю дальше. «А вот, скажем, Исаак Бабель тоже великая личность, видимо, символом украинской государственности не является… Но ведь памятника он заслуживает не менее, чем Иван Франко. Тем более в Одессе…». И тут сама собой пришла мне в голову формула естественного и разумного отношения государства к болезненной теме русского и украинского в Украине. Политика государства должна быть, на мой взгляд, такова: украинскому помогать, русскому не препятствовать.
Вообще, ждать решений по любому поводу от властей – это предрассудки советского времени. Нужно проявлять больше инициативы снизу. Особенно когда речь идет о родном городе! Собрали же когда-то одесситы средства на памятник Пушкину, почему бы не повторить это для такого потрясающего писателя, как Исаак Бабель?
От имени Клуба одесситов, где я рассказал о своей идее, мы написали письмо нашему мэру Эдуарду Гурвицу. Градоначальник, нужно отдать ему должное, мгновенно откликнулся и создал комиссию по подготовке к международному конкурсу на лучший проект памятника и распорядился об открытии счетов для сбора средств…
«КАЖДЫЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ АРТИСТ ЭСТРАДЫ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ПОШЛЫЙ НОМЕР»
– Конкурс уже проведен, и имя скульптора, выигравшего его, известно…
– Да, это Георгий Франгулян, чьи работы украшают города России и Европы. Его Булат Окуджава стоит в Москве на Старом Арбате, Петр Первый установлен в Антверпене, а скульптура Пушкина – на площади в Брюсселе. Для Венеции, где уже давно не разрешают возводить монументов, Франгулян создал совершенно уникальный, первый в мире памятник на понтоне – «Ладья Данте». В Москве в ближайшее время напротив американского посольства появится памятник Иосифу Бродскому.
Когда Георгий Вартанович узнал, что в Одессе объявлен конкурс на лучший проект памятника Бабелю, он мгновенно решил принять в нем участие. Могу сказать, что и семья Бабеля горячо одобрила его вариант. Мы получили письмо от дочери писателя Лидии Исааковны Бабель, в котором были, в частности, такие слова:
«Я очень благодарна Клубу одесситов за инициативу возведения памятника моему отцу в Одессе. Благодарна и всем, кто способствовал проведению этой инициативы в жизнь. Одесса – родной город Бабеля, город, который он очень любил и где мечтал жить в старости. К сожалению, этой мечте не удалось сбыться. И вот много лет спустя Бабель снова появится в столь любимой им Одессе…».
– Каким мы увидим отлитого в бронзе писателя?
– Памятник будет установлен на углу улиц Жуковского и Ришельевской, напротив дома, где жил Бабель. Он сидит на ступенях, олицетворяющих и порог дома, и Потемкинскую лестницу. Катящееся рядом колесо символизирует и «Конармию», и «Извозопромышленное заведение Мендель Крик и Сыновья» из «Одесских рассказов», и колесо судьбы. Когда смотришь на него, возникает ощущение, что слышен цокот копыт по одесской булыжной мостовой из его рассказов.
– Кто принимал участие в сборе средств на увековечение Бабеля в нашем городе?
– Внесли посильную лепту – и продолжают это делать! – граждане Украины, России, США, Израиля, Германии, Латвии, Грузии, Эстонии, Австралии. Среди них не только одесситы. Из всей знаменитой одесской литературной плеяды Исаак Бабель наиболее известная в мире фигура. Он был европейской знаменитостью еще в 30-е годы… Знаете, мне иногда кажется, если бы случилось какое-то чудо и Бабель остался жив, он стал бы нобелевским лауреатом. Потому что Бабель по-настоящему великий писатель! Он был из тех, кто создавал миры…
Вообще, обратите внимание, знаменитые писатели-одесситы прославили не только Одессу, но и всю русскую литературу. Конечно, Бабель стоит на самой вершине, но рядом с ним и Ильф и Петров, и Юрий Олеша, и Валентин Катаев, и Эдуард Багрицкий… Так что, думаю, памятник Бабелю – первый в этом ряду, но далеко не последний.
– А когда предполагается его установить?
– Подготовительный этап проекта «Исааку Бабелю – граждане Одессы» завершен, но сбор средств продолжается. Мы даже рассчитываем, что теперь он пойдет активнее, и для этого проведем несколько специальных акций. Так, например, 1 октября 2009 года в Москве, в театре «Школа современной пьесы», которым руководит наш земляк Иосиф Райхельгауз, запланирован вечер московских одесситов, посвященный сбору средств на памятник Бабелю. Такие же встречи мы хотим провести в Киеве, Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, в городах Израиля.
А установка самого памятника планируется на конец весны – начало лета 2010 года. В этом году исполняется 70 лет со дня гибели писателя…
- Беседовала Яна Ковальская
- Опубликовано в «Бульваре Гордона» 28 августа 2009