Валерий Хаит – одно из самых известных имен в отечественном юмористическом жанре. Судите сами: капитан легендарной команды КВН «Одесские трубочисты», создатель и художественный руководитель первой команды «Одесских джентльменов», один из основателей знаменитой «Юморины», автор и ведущий телепередачи «Фонтан-клуб» на телеканале «1+1», главный редактор одесского юмористического журнала «Фонтан». В эти дни блистательный мастер импровизации, собиратель и хранитель одесского юмора отмечает сорокалетие своих занятий этим, как он сам говорит, сомнительным делом.
Несмотря на занятость, плотный график встреч и выступлений, Валерий Исаакович согласился дать интервью и нашей газете.
«ЕСЛИ ОНИ ЕДЯТ ТАКОЙ ЮМОР, ТО СЪЕДЯТ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ»
– Валерий Исаакович, чем можно объяснить столь феноменальный успех команд «Одесские трубочисты» и «Одесские джентльмены»?
– Мне кажется, наша команда уже изначально отличалась от других именно тем, что она была одесской. При этом мы старались, чтобы на сцене не было так называемой «дурной одесской экзотики», чтобы была настоящая Одесса. То есть с самого начала мы пытались демонстрировать более интеллигентный одесский юмор, чем тот, к которому многие привыкли. Тем более что Одесса в лице лучших своих писателей и артистов всегда являла примеры такого юмора. Юмор Бабеля, Ильфа и Петрова, Жванецкого всегда отличался парадоксальностью, легкостью и теплотой. Кроме того, когда я стал капитаном, то не только предложил, но и настаивал, чтобы юмор в наших выступлениях сочетался с лирикой. Это было наше ноу-хау в КВНе. Я всегда говорил о том, что юмор должен вызывать добрые чувства, что сатира должна быть эстетически безупречна, и зритель должен получать больше удовольствия от самого качества шутки, чем от ее направленности.
– Чем, на ваш взгляд, тогдашний КВН отличался от нынешнего?
– Отличался многим, хотя я в последние годы практически КВН не смотрю. Дело в том, что нынешний КВН – это тот, который любит Александр Васильевич Масляков. Обратите внимание: традиционные конкурсы, которые раньше были самыми интересными – конкурс капитанов и разминка – практически исчезли. Осталось сплошное домашнее задание. Все танцуют, поют, а хорошего юмора, как правило, маловато. Словом, гораздо больше энтузиазма, чем качества. Что ж, это, видимо, востребовано временем. Сейчас в моде шоу, вот КВН в него и превратился. Безусловно, Масляков – блестящий организатор, талантливый ведущий, но КВН, который он любит, мне не по душе.
– Но многие авторы и исполнители обвиняют во всем зрителей: дескать, им это нравится, зачем что-то менять.
– Да им просто удобно этим отговариваться! Главное-то ведь рейтинг. (А тайна этих цифр мало кому ведома). Значит, и менять что-либо незачем – рейтинг-то высокий. А на самом деле эти так называемые авторы и исполнители идут по пути наименьшего сопротивления. Просто нужно не опускаться до зрителя, а поднимать его до себя. Что же делать, если ты оказываешься еще ниже!… А если серьезно, плохого зрителя не бывает. Просто нужно уметь найти к нему подход. И вообще, все разговоры насчет низкого вкуса зрителей кажутся мне не очень этичными. Зрителей нельзя обвинять. Они воспринимают то, что им предлагают. И пока есть такие артисты, как Роман Карцев, пока есть такие авторы как Михаил Жванецкий, Игорь Иртеньев, Семен Альтов (последний, правда, лишь в лучших своих вещах), пока все больше поклонников у писателя Сергея Довлатова, всё не так плохо. А то, что пользуется успехом сегодня, и то, что мы видим на телеэкране – это действительно погоня исключительно за рейтингом и за высокими гонорарами. Причем, погоня любой ценой. Да плюс еще создается иллюзия такого веселого благополучного состояния населения. Посмотришь телевизор – все счастливы, все смеются. «А ну, кто там говорит, что народ чем-то недоволен?!» Если едят такой юмор, то съедят и все остальное…
«КОГДА МЕНЯ СПРАШИВАЛИ: «СОБИРАЕШЬСЯ ЛИ ТЫ ЭМИГРИРОВАТЬ?» – Я ОТВЕЧАЛ: «ПРИ МАЛЕЙШЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ – НЕТ».
– Как вы считаете, что произошло с Одессой за последние двадцать лет?
– Я считаю, что ничего особенного с ней не произошло. Одесса по-прежнему жива. Море и солнце тут, «Привоз» полон, смесь наций и наречий сохраняется. Конечно, очень много народу уехало, но Одесса-то на месте. У меня даже есть такая теория: пока скорость возрождения, восстановления утраченного выше скорости убывания все в порядке. И я думаю, что в Одессе всегда именно так. Тут место, видимо, какое-то благословенное. А, значит, и юмор всегда будет здесь существовать. Там, где такая смесь наций, такая страсть к коммерции, к бизнесу, чтобы выжить, нужно обладать толерантностью терпимостью друг к другу. А кто скажет, что юмор для этого не наилучший инструмент? Вообще я считаю, что Одесса после известных в Украине событий имеет колоссальные возможности и перспективы. Более того, я уверен, что новое время опять вернёт ее в ряд самых высококультурных и интеллектуальных городов Европы. Для этого есть все основания. Я считаю, что Одесса накануне очень серьезного ренессанса во многих областях, в том числе и в области культуры. А, значит, и юмора…
– Почему вы не уехали в Москву, как Жванецкий, или в Израиль, как Ян Левинзон?
– Причин много. Когда мне задавали вопрос: «собираешься ли ты эмигрировать?» – я отвечал: «При малейшей возможности – нет».
Дело в том, что для того, чтобы уехать, нужно быть человеком решительным, способным на серьезные поступки. Я, конечно, способен на какие-то поступки, но действую, как правило, только в крайней, безвыходной ситуации.
И потом, зачем уезжать? Я в Одессе очень комфортно себя чувствую. Скажем, точно уверен, что не смог бы жить в Москве. Я много раз был в США и жил там по нескольку месяцев. Помню главное ощущение – мне безумно хотелось поскорей вернуться. Я знаю, что многие эмигранты утверждают, что у них все в порядке, что они счастливы, что уехали. Говорят… Но кто знает, что на самом деле происходит у человека в душе. Ностальгия – это такая штука, она существует реально. Эмиграция – это трагедия. Только невероятно стойкие и уверенные в себе люди смогли там как-то устроиться и жить полноценной жизнью. Как правило, это люди с очень сильной волей.
Между прочим, в последнее время мы являемся свидетелями того, что начинается и так сказать «обратный процесс». Причем, происходит это в разных формах. Кто покупает в Одессе жилплощадь, чтобы чаще бывать, кто заводит бизнес. Есть и такие, что вообще возвращаются, насовсем. Но на самом деле счастье для многих в том, что в последнее время все стало проще. Главное были бы деньги. Ведь все открыто. Захотел в Одессу – сел, прилетел, приехал. Надоело – поехал обратно. К тому же со временем выяснилось, что Земля маленькая, а Одесса большая. Где только не живут сегодня одесситы! Говорят, даже на Аляске. И потом, мы же, к счастью, не на Юпитере живем. Сейчас даже до Австралии можно добраться часов за 16-20.
«НАШ ГОРОД СПАСАЕТСЯ ЮМОРОМ»
– Я знаю, уже больше сорока лет вы пишете стихи… Причем лирические…
– Да какие там стихи! Просто версифицирую… Начал заниматься этим где-то в начале 60-х. Пишу нерегулярно. Бывает, годами вообще не пишу. Публиковался редко. Так что занятие это своей профессией не считаю, тем более уверен: к тому, что зовется поэзией, мои стихотворные упражнения можно отнести с большой натяжкой: во всяком случае я сам отношусь к ней намного серьезнее, чем к собственным стихам. То, что я пишу, это скорее такой своеобразный стихотворный дневник, но дневник, в котором зарифмованы не факты и обстоятельства жизни а, скажем так, сопутствующие ей чувства и размышления. И практически всю жизнь я писал стихи исключительно для себя. Кстати, может быть, поэтому они иногда и для других интересны…
– Можете ли вы дать объяснение такому понятию, как юмор?
– Объяснить это так же сложно, как и объяснить, что такое любовь. Или счастье. Это вечные вопросы. А одесский юмор, на мой взгляд, отличается от любого другого большей парадоксальностью, легкостью, естественностью, живыми интонациями, теплотой.
Одесситы знают: переругаться легче всего, гораздо сложнее – найти разумный компромисс. А в этом смысле юмор – вещь просто незаменимая… Но я уже, кажется, повторяюсь…
– Можно ли приобрести чувство юмора со временем или с этим даром надо родиться?
– Сложно ответить. Я встречал людей катастрофически лишенных чувства юмора, встречал людей, которые обладали какими-то зачатками, которые можно развить. Главное – было бы что развивать. Нет никакого закона. Может быть как угодно. Юмору человек учится не в школе, а в жизни: сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, ища и находя выход из них, слушая речь вокруг. Но все-таки это качество заложено в человеке от природы. Научить юмору нельзя, научиться можно. Юмор – это шестое чувство. Он является неотъемлемой частью жизни человека как таковой. Как говорили умные люди, он не столько помогает жить, сколько помогает выжить. Среди многих тайн и загадок юмор – одно из самых необъяснимых…