Интервью с Валерием Хаитом, прозаиком, поэтом, сатириком, драматургом, вице-президентом «Всемирного клуба одесситов».
С Валерием Хаитом, замечательно остроумным человеком и признанным знатоком одесского – и не только! – юмора нам удалось встретиться на фестивале «Книжный арсенал». Валерий Исаакович любезно согласился ответить на несколько вопросов Zефира.
Скажите, пожалуйста, Вы – гость «Книжного арсенала», или пришли сюда просто, как посетитель?
Валерий Хаит: Я на «Книжном Арсенале» случайно. Ну почти… В Киев приехал в связи с тем, что в рамках проекта «Единая Украина» в Украинском Доме участвовал в благотворительном концерте в пользу раненного бойца АТО, которому срочно нужна помощь. Идея этой акции принадлежит известной писательнице из Черновцов Марианне Гончаровой, к которой мы — из Александр Володарский из Киева и я, Валерий Хаит из Одессы с радостью присоединились. Мы решили провести литературный вечер именно юмора, поскольку юмор, тем более приличного уровня, никогда не теряет своей популярности и на него легче собрать зрителей. В зал украинского дома пришло свыше 200 человек, волонтеры собрали существенную сумму, которая сразу же была передана близким раненого бойца. Но для нас этот концерт кроме благотворительной цели, решал еще одну задачу. Мы думали о том, что для реального единства Украины нужно предпринимать какие-то усилия, что декларируемое иногда с высоких трибун единство, увы, не реальность, а всего лишь цель, мечта, к которой нужно стремиться. И каждый из нас в силу своих возможностей должен что-то делать. На сцене были писатели из Черновцов, Одессы, Киева, звучала русская речь, и все это было в центре Киева, практически на Майдане, да еще и в Украинском доме…
Так вот Марианна Гончарова – автор более пятнадцати книг, лауреат Международной литературной премии, кроме участия в благотворительном концерте, оказалась еще и участницей Книжного Арсенала. Куда я, как редактор всех ее книг тоже был приглашен. Так что я здесь и случайно, то… не совсем!
На ярмарке «Книжный арсенал», наверняка, много смешных, юмористических книг. Как, по-вашему юмор живет, прежде всего, в литературных произведениях, или он – часть повседневной жизни, и книги его только «фиксируют»?
В.Х.: Как говорят в Одессе: «есть такие вопросы, на которые отвечать не обязательно, поскольку в них уже содержится ответ». Вы ответили на свой вопрос: юмор – неотъемлемая часть жизни. Если он встречается в литературном произведении, это просто говорит о том, что писатель всегда пишет о жизни.
Конечно, есть писатели, работающие в чисто юмористическом жанре, но я, занимаясь много лет этим сомнительным делом (я имею в виду юмор) чисто юмористические книги практически не читаю.
Я люблю юмор просто в хорошей литературе. И если говорить о выдающихся писателях нашего жанра, то определение их, как писателей-юмористов, было бы для них, думаю, унизительно. Я имею в виду таких мастеров, как Михаил Зощенко, или Михаил Жванецкий… вы обратили внимание – опять «Михаил»! Вот мы знаем еще одного – выдающегося писателя мирового значения – Булгакова (кстати тоже Михаила), в произведениях которого тоже много юмора. Но сказать, что он писатель-юморист – это ведь унизить его, правильно?
Вы «почти случайно», хотя и не совсем случайно оказались на «Арсенале…». Скоро Одесский кинофестиваль – намерены Вы его «случайно – неслучайно» его посетить?
В.Х.: То, что, несмотря на очень сложные времена, фестиваль продолжает свою жизнь, я считаю замечательным. Некоторые люди полагают, что проводить его в такое время не следует. Есть еще один аспект – достаточно ли безопасны в нынешнее время подобного рода массовые мероприятия? Что я на это скажу: людям свойственно жить. Жить, а не просто существовать и бояться всего на свете! Организаторы кинофестиваля абсолютно правы. Одессу называют в некоторых сводках и репортажах местом, где происходят опасные вещи. Но Одесса на самом деле – город мирный. Его традиции, его история говорят о миролюбии. И проводить в этом году кинофестиваль абсолютно правильно. Конечно, нужны обязательно какие-то меры по обеспечению безопасности, но жизнь должна продолжаться! Чтобы были фестивали, чтобы был «Книжный арсенал», чтобы были концерты. Все это – часть противостояния всему, что неестественно для жизни: войне, агрессии. Так что кинофестивалю в Одессе быть! Я, к сожалению, не имею к нему отношения – буду там только гостем. Меня в Одессе знают – принесут пригласительные билеты (смеется), но в самом фестивале я не принимаю участия. Хотя, честно скажу, что неплохо бы, раз он происходит в Одессе, добавить в его программу страничку, связанную с юмором. И тут бы я, может, и пригодился.
А кинокомедии вам нравятся? Какая из них – самая любимая?
В.Х.: В мире снято огромное количество кинокомедий, но это не значит, что я люблю любую кинокомедию. Из последних – мне очень нравятся фильмы московского комического театра «Квартет И» — День выборов, О чем говорят мужчины» (оба), Быстрее чем кролики… Может быть, потому что один из участников этого коллектива – мой младший сын Ростислав Хаит… но не только, не только. Я смотрю на то, что они делают, с профессиональной точки зрения. И мне кажется, юмор, который они демонстрируют – юмор, прежде всего, литературный. Они прекрасно владеют словом, а то обстоятельство, что они сами и авторы и исполнители, делает их работы в какой-то степени безупречными. Актеру еще нужно выучить тест, понять, о чем идет речь, а сами авторы точно знают, что нужно делать.
Еще мне очень нравятся некоторые фильмы Эльдара Рязанова. «Берегись автомобиля» я считаю выдающейся картиной. А если мы расширим эту тему и поговорим о тех, кто для меня является эталоном в юморе в настоящее время, то это, прежде всего, Михаил Жванецкий, дай Бог ему здоровья. И раз он сегодня остается главой цеха юмористов, значит, правильная система координат продолжает существовать. А вот это засилье самодеятельного юмора, к которому я отношу и нынешний КВН (не потому, что я когда-то играл, и теперь во мне проснулась ревность) не навсегда. Многие исполнители, которые вышли в большинстве своем из того же КВНа (Камеди-клаб, например) сейчас демонстрируют юмор невысокого уровня и еще менее высокого вкуса. Это шоу-юмор –юмор одного дня. Кстати, я считаю, что в определении дарования – писательского или актерского – вкус должен стоять на первом месте. Сколько людей, сколько исполнителей, сколько писателей изменили хорошему вкусу! Михаил Задорнов, который когда-то был замечательно одарен – мы помним его «Девятый вагон» – сейчас – просто эталон пошлости. Потому что пошел в направлении «успеха любой ценой». Вместо того, чтобы зрителя подтягивать до своего уровня, некоторые движутся в обратном направлении. Причем я не хочу сказать о зрителе ничего плохого! Зритель плохой, когда он не пришел на концерт. Когда он пришел, он всегда хороший. И вопрос в том, что ты ему предлагаешь. Если мы говорим о Михаиле Жванецком, то там и литературно и исполнительски безукоризненно! Я знаю, что продолжает работать Роман Андреевич Карцев, и не только с текстами Жванецкого, но и со своими. Так вот, у них все делается со вкусом!
Помните, в «Онегине»:
Тут
был в душистых сединах
Старик, по-старому
шутивший:
Отменно тонко и умно,
Что
нынче несколько смешно.
Так все же есть ли, на Ваш взгляд вообще у шуток «срок годности»?
В.Х.: Литературная шутка – выстроенная по правилам, афористичная – она всегда, во все времена хороша. Я уже говорил о Зощенко. А есть еще Ильф и Петров, Бабель, Марк Твен, Бернард Шоу, Жванецкий, Булгаков… Литературная шутка просто обречена на долгую жизнь. Потому что дело не в темах, которые в ней затрагиваются. Вся соль в порядке слов, в афористичности, в естественности речи.
Вас с полным правом можно назвать историком и летописцем одесского юмора. Скажите, как Вам кажется, есть эпохи, которые больше располагают появлению хороших шуток, литературного юмора?
В.Х.: Да, эпохи бывают разные. В одни выходит на поверхность сиюминутное, неглубокое, требующее мгновенной реакции. А есть эпохи более спокойные, когда появляется возможность по-настоящему оценить, что же происходит. Сейчас, я считаю, у нас эпоха падения нравов. Но то, что я называю «литературным юмором», как и настоящая литература, или настоящее искусство вообще – это то, что дает возможность пережить тяжелые времена. И вернуть эпоху, когда белое и черное станут точно различаться. Юмор, как составляющая искусства, иногда переходящая в особый жанр, тоже должен полноценно участвовать в этом процессе…
- Первоисточник: zefir.ua, 27.04.2015